Многим монумент представляется в виде меча, воткнутого в землю - как символа мира, конца войн и распрей. Идея дружбы решена в виде двух вертикальных стел, скрепленных тремя монолитными кольцами-обручами из серого гранита. У основания обелиска сидят аллегорические женские фигуры - русская и башкирка. Они увенчивают лавровыми венками рельеф, изображающий момент оформления принятия русского подданства прибывшим посольством башкир во главе с биями. Об этом событии напоминают слова и даты, высеченные на памятнике: "1557-1957", "Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов".
Помимо рельефа с изображением акта принятия подданства, на четырехгранном основании обелиска установлены еще три. Центральный рельеф, обращенный в сторону города, изображает радость трудовой победы. Крепкое рукопожатие русского и башкирского рабочих - смысловой и композиционный центр рельефа. Рядом находящиеся фигуры помогают раскрытию смысла происходящего события, образно показывают строительство, сельское хозяйство, промышленность. Близки к этому рельефу и два других, расположенных по боковым сторонам основания, на темы науки и культуры. На рельефах изображено около сорока фигур, отлитых из бронзы. Это позволило обогатить рельефы игрой на соотношении цвета бронзы и гранита. К подножию памятника от реки Белой ведет гранитная лестница в сто ступеней.
Сейчас Монумент Дружбы стал одной из визитных карточек города. Изображение этой достопримечательности было размещено на серебряной трехрублевой монете, выпущенной в 1999 году в серии "Памятники архитектуры России". Авторы проекта - скульпторы Михаил Бабурин, Галина Левицкая, архитекторы Кутырев и Гаврилов. Отливал скульптурные композиции в бронзе ленинградский завод "Монументскульптура".